02.09.2008 | Служба новостей Росфирм

По качеству и надёжности сельхозтехника ставропольских производителей не уступает импортной

Признанным лидером в нашем регионе по производству плугов для безотвальной и особенно отвальной обработки почвы является компания "Светлоградагромаш". Предприятие по количеству выпускаемой продукции производит одну треть от общероссийского выпуска - 700 единиц продукции в год.

Российское сельхозмашиностроение активно развивается. Примером тому служит ежегодное появление на рынке новых, более совершенных моделей техники, которые находят спрос у потребителей, получают у них положительные отзывы.
Вместе с тем отечественных производителей сельхозтехники тревожит тот факт, что их доля на внутреннем рынке сельскохозяйственной техники постоянно уменьшается. Если, к примеру, в 1990-е годы только Ставропольский край ежегодно обновлял парк объемом около 2,5 тысячи плугов, то сегодня эта цифра едва приближается к одной тысяче. В то же время объемы закупок неуклонно растут - с 1,5 млрд долларов в 2003 году до более чем 3 млрд долларов в 2006 году, сообщают официальные источники. При этом внутреннее, российское производство расширяется не так быстро. Объемы продаж составляют всего 1 млрд долларов в год и не увеличиваются, свидетельствует статистика. Все остальные потребности рынка удовлетворяют иностранные производители. Если не предпринимать никаких усилий, то присутствие отечественных машин на рынке будет снижаться. Производители постоянно говорят о том, что вместе с ростом рынка необходимо, чтобы на нем пропорционально росла доля российских компаний. Для этого необходимо, чтобы продажи российской техники увеличились как минимум в 2-3 раза.
О некоторых проблемах промышленной отрасли сельского хозяйства с корреспондентом газеты "СБ" побеседовал генеральный директор ОАО "Светлоградагромаш" Михаил Шевелев.

- Михаил Михайлович, считаете ли вы показателем положительной тенденции развития производства динамичное развитие дилерской сети компаний?
- В сознании производителей прочно укоренилось понимание того, что потребитель должен получать технику вместе с обслуживанием и оперативным доступом к запчастям. Машиностроители расширяют сервисную сеть, увеличивают число дилеров, с которыми они работают, а также число регионов, где она представлена.
Практически в каждом регионе России есть дилерские компании, которые занимаются реализацией нашей продукции. Согласен, есть зарубежные партнеры, которые предоставляют им возможность реализовывать свою продукцию со скидкой 25 и более процентов. В рентабельности нашей продукции изначально заложена прибыль до 20 процентов, поэтому позволить себе дополнительные 15-18 процентов скидки мы не можем. Другой вопрос, если бы наши отечественные сельхозмашиностроители так же активно [субсидированно] поддерживались государством, как это делается за рубежом, то и мы бы смогли пересмотреть существующую систему скидок и в этом плане также составить серьезную конкуренцию западным аналогам сельхозтехники.

- Металл сегодня очень дорогой и изделия из него стоят недешево, из чего складывается себестоимость и на чем готовы экономить?
- Металл - основная составляющая издержек при производстве продукции, которая занимает более 65 процентов в общем объеме себестоимости. За рубежом металл стоит для производителей дешевле, чем в России для отечественных производителей. В этом сегменте мы не имеем никаких конкурентных преимуществ, равно как и с недавнего времени в сегменте энергоресурсов. Единственное, на чем остается экономить [в силу вынужденных экономических обстоятельств], - это заработная плата. Но разве это хорошо или правильно?
Наши рабочие получают гораздо меньше, чем их коллеги, работающие на иностранных заводах. Правда, и продукции производят в три-четыре раза меньше, чем зарубежные рабочие, которые во временном отношении на производстве заняты не больше нашего. Причина в том, что производительность некоторого нашего оборудования в десятки раз ниже, чем на заводах за рубежом. Но это совсем не говорит о том, что мы производим продукцию худшего качества. Просто требуется больше времени, чтобы изготовить продукцию, по качеству не уступающую импортной.
Соответственно, и оплата труда отличается принципиально. Средняя заработная плата рабочего за рубежом - 3-4 тысячи долларов, наш зарабатывает 14-15 тысяч рублей. Конечно, мы бы тоже хотели платить нашим рабочим более достойную заработную плату - хотя бы 20-22 тысячи рублей. Но такую зарплату можно зарабатывать за счет производительности оборудования - производить больше продукции и больше ее реализовывать. С другой стороны, если сегодня увеличить заработную плату вдвое, то, соответственно, повысится себестоимость нашей продукции и по стоимости сравняется с импортной. Отсюда риск потерять покупателя в лице сельхозтоваропроизводителя.

- Даже при дороговизне изделий сельскому хозяйству не обойтись без оборудования. Какую золотую середину вы находите в работе с сельхозпредприятиями в вопросах реализации своей продукции?
- Условия реализации для всех производителей одинаковые - это цена и качество. Если, к примеру, нашего потребителя удовлетворяют эти два слагаемых, тогда он берет нашу продукцию. Ведь рынок почвообрабатывающей техники заполонила аналогичная продукция зарубежных производителей. Да, здесь масса хороших предложений, но в ценовом пределе наши машины ниже зарубежных аналогов, это дает нам возможность продавать свою продукцию крестьянам дешевле. Не скажу, что по качеству и надежности мы резко уступаем импортной технике. Хотя, не спорю, товарный вид зарубежной продукции намного эффектнее, техника лучше покрашена. Но на практике убедился, что нашему крестьянину нужно, чтобы техника, на которой он будет трудиться, не только красиво смотрелась, но и работала исправно и запчасти на нее можно было бы приобрести без проблем.

- Каков процесс создания нового образца?
- По образованию я инженер-механик, и многие машины, которые здесь производят, созданы при моем участии или усовершенствованы по моей идее. Технические работники предприятия разрабатывают эту идею, во многих случаях технически ее улучшают, а потом эта идея проверяется на практике. У нас даже принцип работы отличается от принятых норм - сначала чертежи, потом машины. У нас наоборот. Мы сначала изготавливаем машину, а потом готовим чертежи. Производство машины осуществляется по эскизам, затем в процессе экспериментальной эксплуатации вносим какие-то изменения, усовершенствуем ту или иную деталь.

- Практикуете ли обкатку нового оборудования на угодьях сельхозпредприятий и на каких условиях эта работа осуществляется?
- Полевые испытания проводим на наших землях. Очень плодотворно работаем с фермером Алексеем Черниговским, которому отдаем новую технику, и он эту машину обкатывает. Если какие-то недоработки, мы их устраняем. При этом ни мы ему, ни он нам никаких денег не платим. Сотрудничаем в этом вопросе и с крупным хозяйством в Труновском районе - СПК колхозом имени Ворошилова, где председательствует Виктор Свиридов. Недавно у него испытывали большую машину - новинку отечественного сельхозпроизводства - культиватор ротационный КР-16К с шириной захвата 16 метров. После того как культиватор благополучно прошел испытания у нашего фермера [было обработано свыше 3 тысяч гектаров пашни], оборудование применили на обработке более 7 тысяч гектаров пашни на полях колхоза имени Ворошилова.
Сегодня мы работаем над расширением производственных функций этой машины - отличного оборудования в плане мобильности [сложить ее или разложить - дело одной минуты], она обладает способностью складываться в 3,5 метра. Свои машины на обкатку мы отдаем только тем хозяйствам, которые могут критично отнестись к оценке эксплуатационных качеств машины и объективно оценить достоинства и недостатки.

- Где вы сертифицируете свою продукцию?
- Мы отдаем новые машины на машинно-испытательные станции - это государственные МИСы, на которых уже официально проводятся испытания, оформляются сертификаты.

- Сейчас в российском бизнесе наблюдается такая тенденция, когда многие партнеры по бизнесу, образовывавшие холдинги, группы компаний, дробят их на разные бизнесы. Не планируют ли акционеры вашей компании разделить активы для развития отдельных направлений?
- Дробление многих предприятий действительно происходит, но мы не видим на сегодня в этом необходимости, потому что предприятие наше небольшое, направленность сугубо специализированная и создавать какие-то отдельные структуры экономически нецелесообразно.

На нашем предприятии трудится всего 135 человек, изготавливаем продукцию на сумму порядка 100-120 млн рублей в год, прибыль за 2007 год составила 18 млн. Это небольшие финансовые обороты, хотя выработка на одного работающего достаточно солидная. Но это дает нам возможность вкладывать часть денег в развитие производства. В 2008 году приобрели новое оборудование по металлообработке отечественного производства стоимостью более 10 млн рублей. Может, со временем, когда вырастут объемы производства, можно будет вести разговоры о разделении активов и развитии отдельных направлений производства.

- Вам уже поступали предложения о партнерстве или продаже бизнеса?
- Вообще-то производство сельхозмашин не очень привлекательно для инвесторов, поскольку вся продукция ориентирована на потребителя - крестьянина, который в нынешних условиях диспаритета цен чувствует себя не очень стабильно и уверенно. Были предложения некоторых заинтересованных лиц перепрофилировать наше производство, но это был недружественный захват. Мы сконцентрировали контрольный пакет акций у себя и пока ни с кем не собираемся делиться.
Считаю, что наше направление - это работать непосредственно с аграриями. Сельское хозяйство - это в любом случае перспективный сектор экономики, если не сегодня, то завтра крестьянин почувствует уверенность в завтрашнем дне, ведь Россия - страна аграрная.

http://www.business-st.ru/