01.09.2008 | Служба новостей Росфирм

Азартные игры: перерождение

Нельзя сказать, что принятый и вступивший в силу больше года назад закон Ставропольского края о запрете игорной деятельности на его территории все это время носил чисто рекомендательный характер. Но и полноценно действующим правовым актом, со всеми вытекающими последствиями, его тоже назвать невозможно. То есть количество игровых клубов за год, конечно, заметно снизилось, но, по крайней мере, в крупных городах любой желающий мог днем и ночью без особого труда найти заведения, открыто предлагающие испытать удачу в обмен на наличность.
Новые технологии позволяют обходить закон?

Из бизнеса, который на Ставрополье оказался вне закона, ушли те, кто не хотел вступать в открытое противостояние с законом - в основном ими стали крупные федеральные сети или бизнесмены средней руки, не имеющие достаточно влиятельных связей. А оставшиеся, похоже, полностью уверенные в своей неуязвимости, частично уйдя в тень, продолжали зарабатывать, надо сказать, весьма неплохие деньги. И эта их уверенность, видимо, имела под собой серьезные основания. Ведь, не смотря на видимые усилия со стороны контролирующих и правоохранительных органов, серьезных проблем они не испытывали.

Впрочем, если еще совсем недавно казалось, что для того, чтобы окончательно победить это зло, необходимо приложить решительное, но все-таки небольшое усилие, то сегодня картина стала приобретать очень неприятные очертания. В «проходных» местах: возле рынков, на центральных улицах и в спальных районах стали в огромном количестве возникать так называемые «Интернет-клубы». Стоит сказать, что потребности желающих посетить глобальную сеть, эти заведения вряд ли могут удовлетворить. Такие услуги здесь не предоставляются. Зато до боли знакомые всем игроманам слоты на экранах мониторов однозначно дают понять, каким образом эти клубы получают свой доход.

Но если подобные заведения стали возникать как грибы после дождя, означает ли это, что игорный бизнес все-таки нашел лазейку в законодательстве и теперь может существовать на вполне легальных основаниях? Или это очередной всплеск наплевательского отношения к закону? Чтобы доподлинно узнать схему, по которой работают «Интернет-кафе», а также получить ответы на все возникшие вопросы, мне пришлось на несколько минут превратиться в азартного человека и прочувствовать все, что называется, на себе. Я направился в одно их таких заведений, как будто в насмешку расположенное где-то посредине между зданиями ГУВД, ФСБ и краевой прокуратуры. Таким образом, на подготовку этого материала было потрачено 200 рублей, что равняется минимальной ставке в данном заведении.
Интернет как посредник

Чтобы у потенциальных посетителей не возникало иллюзий и заблуждений по поводу специфики так называемого клуба, двери здесь постоянно открыты, и даже случайного взгляда, брошенного внутрь помещения, хватает, чтобы понять: здесь ждут исключительно азартных людей. Вдоль стены - ряд мониторов, маняще сверкающих заставками незатейливых игр. Около каждого из них - непременный для такого рода заведений атрибут - пепельница. Игра на деньги - штука нервная.

Посетителей практически нет, и я сразу интересуюсь у довольно милой девушки, заведующей всем этим хозяйством, о том насколько клуб пользуется популярностью. Оказывается, что я пришел слишком рано, основной наплыв игроков намечается часа через два, ближе к вечеру.

- И часто у вас здесь выигрывают? - спрашиваю.

- Да, конечно, вот вчера, например, один парень восемь тысяч с собой унес, - она разводит руками и улыбается, мол, обычное дело, всегда рады доставить вам радость.

- Но ведь это все вроде запретили...или нет? - нотки сомнения в моем голосе звучат вполне натурально, так как мне действительно не понятно, что, черт возьми, происходит и почему ситуация практически ничем не отличается от тех времен, когда игровые автоматы стояли на каждом углу.

Видимо, я не первый из посетителей, кого интересует этот вопрос. Поэтому девушка вежливо и терпеливо, как опытный педагог несмышленому первоклашке, объясняет, что все абсолютно легально и серьезно, что это федеральная сеть клубов, работающая на законных основаниях посредством глобальной сети.

- И что, данные действительно передаются через Интернет?

- Конечно, - свои слова девушка-оператор очень наглядно подтверждает получив от меня требуемую сумму, и некоторое время производя какие-то манипуляции со своим компьютером. В конце концов, тот выдает два кода, которые последовательно вводятся в соответствующее окно на выбранной мною машине. Ей пришлось повторить всю эту операцию, когда я случайно вышел из игровой программы, которая, надо сказать, изрядно «подтормаживала».

Таким образом, довольно быстро проиграв все деньги, я получил удовольствие явно ниже среднего, но при этом довольно четко осознав схему работы игорного заведения. С формальной точки зрения в «Интернет-клубе» все соответствует букве закона. Никаких игровых автоматов. С помощью обычных компьютеров и сети предоставляется доступ к игровым программам, которые находятся на сервере, расположенном, возможно, даже за пределами России.

Но, на это можно взглянуть и с другой стороны. Оператор получает от клиента реальные деньги и, превращая их в виртуальные, предоставляет вполне определенную услугу в конкретном заведении. Конечно, я могу и ошибаться, но, по-моему, именно это и называется организация игр. Что, собственно, и попадает под действие закона Ставропольского края.
И вновь продолжается бой...

Интересно, что сегодня любой желающий с помощью домашнего компьютера с выходом в Интернет может ощутить все грани азарта на сайтах многочисленных «оn-line казино». В этом действительно нет ничего противозаконного, это личное дело каждого. Но ведь кому-то пришла в голову «светлая» мысль сделать эти игры общедоступными и публичными, чтобы подключить к процессу всю многочисленную публику, в свое время, активно проигрывавшую все заработанные деньги в автоматах.

И это уже вполне определенный вид бизнеса, легальность которого находится под большим вопросом. Впрочем, в последнее время все чаще стали возникать и такие заведения, владельцы которых даже не утруждают себя соблюдением формальностей, устанавливая игры на сами компьютеры, таким образом, превращая их в аналоги игровых автоматов.

Все это говорит о том, что нам предстоит наблюдать за очередным витком противостояния между властью, в чьи задачи входит следить за исполнением законодательства, и бизнесом, который стремится любыми путями его обойти.

Исход этого противостояния пока не ясен. Но одно можно сказать определенно: даже если в законе действительно есть лазейки, и современные технологии позволяют ими успешно пользоваться, этому вполне можно противопоставить авторитет, решительность и принципиальность - качества, которые должны быть присущи тем, в чьих руках находятся рычаги управления. С их помощью легко можно переломить неприятную тенденцию. Ведь, согласитесь, трудно представить, что подобные «Интернет-заведения» могли бы возникнуть, скажем, в Чечне, где запрет на азартные игры - не простая формальность.

http://stavropol.aif.ru/