08.08.2011 | Служба новостей Росфирм

Из истории создания сварочных электродов

В нашей стране ручная сварка и применение сварочных электродов впервые нашли свое промышленное применение как новый вид технологии ремонтной во время русско – японской войны на Дальнем Востоке в тысяче девятьсот пятом – тысяче девятьсот седьмом годах. Тогда сварочные электроды использовались в доках Порт – Артура, для ремонта поврежденных в ходе плавания и боевых действий судов русского императорского флота. В то время и вплоть до начала двадцатых годов электроды использовали без применения покрытия, то есть это были «голые» стальные стержни. Сегодня считается, что такими материалами можно соединять только не очень ответственные конструкции и изделия, однако в те далекие времена подобные сварочные электроды использовали на всех, даже самых ответственных объектах.

На первом этапе какого – либо централизованного изготовления этих материалов для сварки не было, поэтому предприятия и ремонтные базы по мере появления необходимости применения сварки дуговой изготавливали сварочные электроды самостоятельно. Для этого, как правило, использовали мягкую стальную отожженную проволоку. Разных диаметров, от двух до семи миллиметров. Проволоку ножницами по металлу резали на куски в виде прутков, не придерживались точных требований по их длине, однако обычно в пределах четырехсот пятидесяти миллиметров. После этого куски правили и запускали в работу, потому что в те времена это и были сварочные электроды.

В Советском Союзе в конце двадцатых годов некоторое распространение получили электроды для сварки с тончайшим ионизирующим покрытием. Подобные виды сварочных материалов использовались, главным образом, при ремонтных работах разной сложности. Большое значение играли профессиональная подготовка и мастерство рабочих – сварщиков.

Первыми производителями сварочных электродов в Советском Союзе были – Днепровское метизно – металлургическое производственное объединение в г. Днепропетровск, Белорецкий метизный завод в Башкирии, который в последующем вошел в состав Белорецкого металлургического комбината, Московские паровозные мастерские на Казанской железной дороге.

В качестве ионизирующего покрытия, чаще всего, у сварочных электродов применяли мел или мрамор тончайшей фракции. Чтобы покрытие из мела держалось на стержне, фракцию мелкую меловую размешивали в подобие клейстера – растворе в воде, до тридцати процентов содержавшего жидкое стекло. Пучки проволоки погружали в этот клейстер и в последующем подсушивали при обычной температуре окружающего воздуха. При этом различные марки покрывались тончайшим слоем такой не замысловатой «обмазки». Подобная операция улучшала стабильность горения дуги, однако, совершенно не меняла физико – химические свойства сварочного шва по сравнению с абсолютно «голыми» электродами.