09.09.2008 | Служба новостей Росфирм

Александр Шиянов: Сельское хозяйство на Ставрополье становится рентабельным

Наш агропромышленный комплекс по-прежнему прирастает не только за счет крупных хозяйств. Вклад личных подворий также с каждым годом увеличивается. о том, как сделать сельское хозяйство рентабельным и выгодным бизнесом, корреспондент «СП» беседует с председателем комитета по аграрным вопросам Госдумы края Александром Шияновым.


Что и говорить, зарабатывать на жизнь крестьянским трудом непросто, сколько пота надо пролить, чтобы вырастить добрый урожай. А все же не переводятся на Ставрополье те, кто на земле трудиться любит и не бросает кормилицу, несмотря на многие трудности, в том числе экономические, которые приходится преодолевать.

- Александр Акимович, как бы вы в целом охарактеризовали состояние дел в АПК края?

- Благодаря политике, нацеленной на усиление государственного регулирования и поддержку аграрного производства, удалось преодолеть наиболее серьезные кризисные явления. На протяжении последних лет выращивание всех сельскохозяйственных культур является прибыльным, растет доходность производства молока, мяса свиней, овец, птицы и яиц. Только за 2007 год производство сельхозпродукции в хозяйствах всех категорий, по предварительным расчетам, составило в действующих ценах 73,2 млрд. рублей. В агропромышленном комплексе занято около 30% работающего населения, именно здесь формируется до 40% валового регионального продукта и более 70% потребительских товаров для населения, сосредоточена четверть основных производственных фондов. От предприятий АПК в бюджетную систему России поступает свыше 6 млрд. рублей налогов, в том числе в консолидированный бюджет края 2 млрд. рублей.

- Учитывая, что Ставрополье - преимущественно аграрный регион, то и роль личных подсобных хозяйств должна быть на порядок выше, чем у других. Как у нас обстоят дела в этом секторе сельхозпроизводства?

- Вот цифры. Значительный вклад в обеспечение населения края продовольствием вносят 450 тысяч семей, ведущих личное подсобное хозяйство, и около 200 тысяч семей, занимающихся садоводством и огородничеством. В ЛПХ содержится 68% общего поголовья крупного рогатого скота, 77% коров, 63% овец, 52% свиней и 41% птицы. Ежегодное производство мяса в живом весе в личных подворьях составляет около 148 тысяч тонн, молока - 480 тыс.т, яиц - 500 млн. штук. Удельный вес в общем объеме производства основных видов сельхозпродукции в среднем ежегодно составляет: молока - 80%, мяса - 55%, яиц - 60%, шерсти - 59%, картофеля - 93 % и овощей - 65 %. Можно сделать вывод, что в настоящее время ЛПХ являются не только одним из главных источников доходов и обеспечения населения продуктами питания, но и важной сферой занятости в условиях безработицы на селе. Кроме того, играют важную роль в сохранении и развитии сельского образа жизни и культуры, обеспечении социального контроля над территорией.

- Какие меры используются государством по стимулированию развития личных подсобных хозяйств?

- Учитывая, что подсобные хозяйства сегодня - частная собственность, им предоставлено право на расширение участка до 1,5 гектара за счет различных источников, в том числе купли-продажи, аренды земли, а также земельного пая. Принятый в 2003 году федеральный закон «О личном подсобном хозяйстве» четко определил, что ЛПХ - «не предпринимательская форма ведения сельскохозяйственного производства», а, следовательно, в соответствии с действующим законодательством производство и реализация продукции личных подсобных хозяйств освобождаются от налогообложения.

В то же время следует отметить, что ЛПХ не располагают даже элементарными техническими средствами для выполнения всего цикла работ по производству, хранению и тем более переработке растениеводческой и животноводческой продукции, используют примитивные технологии. Большинство владельцев подворий стремятся любыми путями добиться роста производства, что зачастую ухудшает агроэкологическую ситуацию. Товарность ЛПХ невысока и составляет 10-15 процентов. Из-за низкого уровня механизации производительность труда здесь в 3-4 раза ниже, чем в крупных сельскохозяйственных организациях. На повышение прежде всего этих показателей должна быть нацелена программа развития ЛПХ в рамках реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК» в Ставропольском крае.

Национальный проект, как известно, сознательно отдает преференции именно этому сектору АПК в надежде, что семейные хозяйства превратятся в высокотоварные структуры аграрного предпринимательства и станут основой развития среднего класса на селе. В настоящее время государственная поддержка таких хозяйств осуществляется в виде субсидирования процентных ставок по привлеченным кредитам. Получателями бюджетных средств являются граждане, владеющие земельным участком для развития ЛПХ, и сельскохозяйственные потребительские кооперативы. За последние два года личные подсобные хозяйства оформили почти пять тысяч кредитных договоров на сумму один миллиард рублей. В то же время сложная процедура получения кредитов в коммерческих банках, недостаточная разъяснительная работа, которая должна вестись местными администрациями, отсутствие правоустанавливающих документов на имущество и землю у большинства владельцев ЛПХ приводят к тому, что участником национального проекта стал лишь каждый сотый из них.

Если учесть, что на Ставрополье в сельской местности в настоящее время насчитывается свыше 100 тысяч безработных, то на ликвидацию безработицы по этой программе сегодняшними темпами потребуется 20 лет. Сказывается недостаток внимания к проблеме всех ветвей и структур власти. Скажем, в 2007 году для субсидирования процентных ставок по привлеченным кредитам личным подсобным хозяйствам в бюджете края было предусмотрено 20 млн. рублей, а фактически использовано около 17 млн. рублей.

- Выходит, средства есть, но полностью не используются. Почему?

- Дорогостоящая процедура оформления документации приводит к тому, что размер субсидий оказывается не сопоставим с затратами на её приобретение. В итоге далеко не все владельцы ЛПХ, заключившие кредитный договор, вообще обращаются за получением субсидий. Уже сегодня очевидно, что реализация национального проекта такими темпами не улучшит коренным образом ситуацию на селе. Молодежь будет мигрировать в города в поисках работы и лучших условий жизни, ЛПХ - «стареть» и сокращать производство. Чтобы этого не допустить, необходимо инвестиции в личные подворья увеличить как минимум в 10 раз. И, конечно, упростить процедуру получения как кредитов, так и субсидий для их погашения.

Оптимальное упрощение механизма получения субсидий на мой взгляд состоит в том, чтобы получателем их был банк или кредитный кооператив, который выдает владельцам ЛПХ кредиты под процентную ставку, уменьшенную за счет бюджетных средств. Затем кредитное учреждение на основании имеющихся документов могло бы оформлять субсидию одним реестром на всех заемщиков и представлять его в министерство сельского хозяйства для получения причитающейся субсидии.

Кроме того, необходимо устранить и другие препятствия. В качестве основных причин, по которым владельцы ЛПХ не обращаются за кредитом, называют опасения невозврата кредита, невыплаты субсидии по нему, невыгодные условия договора с кредитной организацией, отдаленность от ее местонахождения и т.д. А вот основными причинами отказа, который получают зачастую в кредитной организации владельцы ЛПХ, являются недостаточная залоговая база и невозможность найти поручителя.

- Какие еще возможности имеются для развития семейных хозяйств?

- Действовать необходимо на трех направлениях. Это расширение возможностей и улучшение условий сбыта продукции, предоставление ЛПХ гарантий муниципальными и краевыми органами власти, выплата дотаций на сельскохозяйственную продукцию.

- В 2006 году был принят федеральный закон «О розничных рынках», согласно которому производителям сельскохозяйственной продукции на рынках должны предоставляться торговые места, а кооперативы по закупке продукции вправе создавать свои рынки. Как обстоят дела с реализацией этого нормативного акта в крае?

- Увы, такая работа практически не ведется. На рынках Ставрополья продолжают действовать перекупщики, накручивающие цены на продукты питания. В качестве примера для подражания укажу на соседей-краснодарцев. На Кубани в краевом центре создали оптовый рынок, специализирующийся на закупках овощей и зелени у населения. Реализовать здесь свою продукцию может каждый - от пенсионера, вырастившего на даче десяток килограммов овощей, до мелкого крестьянского хозяйства. Вот бы и нам перестроиться.

За два года реализации национального проекта в крае создано всего 65 закупочных и 20 кредитных кооперативов. А субсидированный кредит оформили всего лишь 8 кооперативов. Тогда как в крае 330 муниципальных образований и свыше 700 населенных пунктов. Потенциал велик. Надо действовать.

Особо хочу подчеркнуть, несмотря на то, что на крестьянские хозяйства распространяются все меры государственной поддержки, предусмотренные законодательством Российской Федерации для сельскохозяйственных товаропроизводителей и осуществляемые за счет средств бюджетов всех уровней, реальной помощи они не получают. В результате нет необходимых условий для расширения производственно-хозяйственной деятельности. Надо менять подходы. Например, в Краснодарском крае за литр молока и килограмм мяса, сданного владельцем ЛПХ предприятию переработки, из краевого бюджета выплачивается соответственно 2 и 20 рублей дотаций, а в Белгородской области практически в каждом крупном населенном пункте функционирует сельскохозяйственный кредитный кооператив.

- Сегодня много говорят о возможностях кооперации в АПК. Мелкие крестьянские хозяйства также могли бы стать частью механизма?

- Безусловно, они сумеют занять свою нишу. Но позаботиться об этом следует своевременно. От устойчивости развития ЛПХ сегодня будет зависеть, насколько плотно в будущем те включатся в сферу деятельности крупных сельскохозяйственных предприятий, которые обеспечат малые хозяйства на договорной основе кормами, необходимой техникой, посадочным материалом, удобрениями, племенным скотом и птицей. Представляется целесообразным совместное с представителями крупнотоварного производства использование поливных земель для выращивания плодоовощной продукции и кормов. Это даст возможность повысить экономическую эффективность ЛПХ, внедрить здесь передовые технологии, отказаться от посредников при реализации продукции. А самое главное - подать на стол населению края качественную и доступную по цене продукцию.

- Знают ли обо всех открывающихся перед ними возможностях сами владельцы подсобных хозяйств?

- Для этого случая перспективным направлением представляется создание в районах консультативных пунктов, которые способны оказать им помощь на всех этапах, начиная с планирования бизнеса, подготовки необходимой документации для оформления кредитов и субсидий, организации производства и заканчивая сбытом продукции и юридической защитой.

- Крестьяне жалуются, что главные проблемы возникают на этапе оформления земли в собственность, процедур землеустройства.

- Действительно, рассуждая о госполитике в отношении личных подсобных хозяйств, нельзя не коснуться и вопроса о земле. Назрела необходимость разработки и реализации краевой целевой программы «Развитие ЛПХ». Причем с отдельным разделом по упорядочению землеустройства в сельской местности, в который следует включить оформление за счет средств краевого бюджета прав на земельные участки, выделенные в счет земельных долей, а также на участки под сами подсобные хозяйства. Это не только укрепит правовой статус «малых форм» в АПК, но и повысит их залоговое обеспечение, обеспечит возможность пользоваться кредитом, а значит, создаст условия для роста занятости и доходов сельского населения.

http://www.stapravda.ru/