13.10.2008 | Служба новостей Росфирм

За автолюбителями на Ставрополье скоро будут наблюдать камеры

Как уже сообщала наша газета, в пресс-клубе «Ставропольской правды» состоялся круглый стол «Безопасность на дорогах - дело общее», в котором приняли участие представители УГИБДД ГУВД по СК, администрации Ставрополя, краевых министерств дорожного хозяйства, промышленности, энергетики, транспорта и связи, образования и общественных организаций. Сегодня автомобиль действительно не роскошь, а средство передвижения. Чуть ли не в каждой семье есть «лошади под капотом». На неполных три миллиона жителей края приходится около восьмисот тысяч транспортных средств. И с каждым годом количество автомобилей увеличивается. А с ним растет и число нарушений на дорогах.

Безотрадные цифры

Задавая тон беседе, заместитель начальника УГИБДД ГУВД по СК Владимир Гербер проинформировал собравшихся об итогах состоявшегося на днях в Санкт-Петербурге Второго международного конгресса «Безопасность на дорогах ради безопасности жизни», проводившегося под эгидой Совета Федерации РФ. Участники этого форума признали, что, несмотря на принимаемые усилия, масштабы аварийности, дорожного травматизма и смертности в странах СНГ, в том числе и в России, снижаются недопустимо медленно. А последствия дорожно-транспортных происшествий приводят к значительным экономическим и социальным потерям. Моральный же и физический ущербы от них вообще не поддаются математической оценке. По итогам работы конгресса была принята декларация, в которой сказано, что причины сложившейся ситуации на дорогах во многом объясняются низкой культурой, недисциплинированностью водителей и пешеходов и отсутствием действенных мер по пропаганде и популяризации уважительного отношения участников дорожного движения друг к другу. Поэтому необходимо совершенствовать правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения, активизировать пропаганду безопасного поведения среди участников дорожного движения, ужесточать меры по защите их законных прав и интересов.

Поднимавшиеся на конгрессе проблемы весьма актуальны и для Ставрополья. Как сказал В. Гербер, за девять месяцев на территории края произошло 1999 ДТП, в которых 323 человека погибли и 2619 были ранены. Впрочем, кривая аварийности, согласно статистике, в этом году поползла вниз: меньше совершено автоаварий, меньше человеческих жизней потеряно. Госавтоинспекция объясняет этот отрадный факт не только ужесточением требований законодательства, но и усилением работы стражей дорог по выявлению грубых нарушений ПДД, которые, как известно, являются основными «виновниками» автоаварий.

- С начала года выявлено 645911 нарушений правил дорожного движения, - рассказал В. Гербер. - 2813 человек подвергнуты административному аресту: 410 - за вождение авто, будучи лишенными права управления, 1423 - за нетрезвую езду, 818 - за отказ от прохождения медосвидетельствования, 469 - за оставление места ДТП.

Улыбнитесь, вас снимают

Однако, как ни отраден факт снижения аварийности, до окончательной победы еще далеко. Очередным важным шагом на пути к наведению порядка на дорогах должен стать технический прогресс в «лице» камер фото- и видеофиксации нарушений ПДД. Эти комплексы, уже установленные в крупных городах России, зарекомендовали себя с самой лучшей стороны. Во-первых, технику трудно обвинить в пристрастности, а во-вторых, водители и пешеходы, зная, что за ними может следить «большой брат», становятся более осмотрительными и дисциплинированными. По данным статистики, количество ДТП в том месте, где установлены камеры наблюдения - а их, как правило, устанавливают в так называемых очагах аварийности - снижается на 75 процентов. А значит, снижаются и экономические потери, неизбежные в случае автоаварий. К примеру, в нашем крае в прошлом году сумма материального ущерба (не говоря уже о моральных потерях) от ДТП составила миллиард шестьсот тысяч рублей. И затраты на оснащение трасс такими комплексами - установка одного обходится почти в два миллиона рублей - окупаются в течение трех месяцев. Как сообщил В. Гербер, вскоре и Ставрополье войдет в число регионов, где за водителями будет наблюдать электроника.

Журналистов, конечно же, сразу заинтересовал вопрос: а можно ли обмануть «электронный мозг» с помощью различных ухищрений? Вот, к примеру, на регистрационных знаках некоторых машин появились «украшения» в виде сеточек. По слухам, сеточка дает размытый отпечаток цифр номера, коли уж владельцу авто «посчастливилось» попасть в поле зрения камеры. А значит, позволит избежать наказания.

- Это миф, - говорит замначальника отдела ДПС УГИБДД ГУВД по СК Игорь Семенов. - Никакая сеточка не обманет камеру - цифры просматриваются через сеточку так же четко, как и без нее. Бесполезны также и прочие «народные советы»: сбрызнуть знаки лаком для волос, заляпать грязью. Способность распознания номеров у этих комплексов очень высока. Так что лучше не нарушать.

Неучи на дорогах

Коснулись и качества обучения вождению в автошколах. Об этой проблеме, существующей на Ставрополье, говорят много и давно. По данным автоинспекторов, водители со стажем вождения от года до трех лет, совершают каждое пятое ДТП от общего количества. В нашем крае автошкол, по данным министерства образования, которое, собственно, и занимается выдачей лицензии на этот вид деятельности подобным учебным заведениям, более ста пятидесяти, и из них 128 - частные. Обилие это привело к битве за клиента, где все средства хороши. В погоне за прибылью автошколы экономят на материально-технической базе, оборудовании, заработной плате инструкторов и так далее. И как результат - уровень подготовки новоиспеченных водителей оставляет желать лучшего, отмечают госавтоинспекторы. Но ничего поделать не могут - сей учебный процесс не подвластен их контролю.

- Сейчас госавтоинспекция имеет право только проверять материально-техническую базу автошкол, - сообщил начальник организационно-аналитического отдела УГИБДД ГУВД по СК Алексей Сафонов. - В прошлом году по результатам проверок мы направили четыре представления, но только у одной автошколы была приостановлена лицензия.

Лично для меня до сих пор остается загадкой, как при существующих (по крайней мере, на бумаге) весьма жестких требованиях для получения лицензии на открытие автошколы, эти лицензии умудряются получать откровенные халтурщики автодела. По словам же представителя министерства образования, проблема в том, что нет унифицированной программы обучения водителей. Поэтому протестировать, насколько качественно идет в автошколе образовательный процесс, невозможно.

Так где же выход? Похоже, и на этот раз вопрос, не нашедший своего решения в течение уже многих лет, пока остался без ответа. И, сдается, пока этой проблемой не озаботится федеральный центр - думаю, в других регионах с обучением вождению дело обстоит не лучше, - сдвинуть этот воз с мертвой точки не удастся.

Шире трассу

Не нашли пока что разрешения и другие насущные проблемы, набившие оскомину по крайней мере в краевом центре, - перегруженность транспортом, отсутствие в достаточном количестве парковочных мест, неудовлетворительное состояние дорожного покрытия на многих улицах города. Практически каждый день в крае начинают действовать новые места массового пребывания граждан: рынки, кафе, рестораны, торговые и развлекательные комплексы и т. д. Но, разрешая их строительство, местные администрации зачастую упускают из виду, что хозяева этих объектов «забывают» включать в строительную документацию парковочные места для автотранспорта. В результате люди просто вынуждены оставлять свои машины на проезжей части, создавая тем самым помехи в движении и провоцируя ДТП. Не менее катастрофична ситуация и с обеспечением безопасности пешеходов, которые на настоящий момент являются самыми уязвимыми участниками дорожного движения: отсутствует достаточное количество обустроенных переходов, тротуаров, уличного освещения, ограждения проезжей части. Между тем указ президента России «О первоочередных мерах по обеспечению безопасности дорожного движения» прямо декларирует ответственность властей на местах за создание безопасных условий для пешеходов.

Заместитель директора комитета городского хозяйства администрации Ставрополя Андрей Лазуткин заверил, что сейчас делается все возможное, чтобы избавить краевой центр от автомобильных пробок и прочих неурядиц на дорогах. Так, по его словам, грядет, в частности, реконструкция улицы Пирогова, давно получившей в народе прозвище Бермудского треугольника: здесь будут установлены шесть новых светофоров, реконструирована сама проезжая часть со смещением осевой линии и обустройством тротуара по нечетной стороне. Планируется в ближайшее время пустить по Пирогова и троллейбусную линию. Не за горами также расширение улицы Ленина с обустройством вдоль проезжей части парковочных мест- эти работы начнутся в ближайшее время. Кроме того, уже в этом году в городе будет введена в действие первая очередь автоматизированной системы управления (АСУ) движения транспорта.

- Многие годы мы хотели ввести АСУ в действие, - сказал А. Лазуткин, - но вот наконец можно говорить о том, что задуманное реализуется. Будет создан диспетчерский центр, который станет управлять работой светофорных объектов, а их в городе более ста. Проще говоря, улицы будут настраиваться на так называемые «зеленые» волны, чтобы водители могли ехать, не «застревая» на каждом светофоре. Первыми «ласточками» станут улицы Лермонтова, Кулакова и Доваторцев.

Конечно, решить все проблемы сразу невозможно. Извечная нехватка средств связывает по рукам и ногам все благие начинания. И принцип «лебедь-рак-и щука», когда организации и ведомства, которые по идее должны бы сообща бороться за безопасность на дорогах, а на самом деле действуют вразнобой, явно не способствует снижению аварийности. На здравый взгляд, все «оргхозяйственные» вопросы с обеспечением безопасности дорожного движения должен решать какой-то единый орган, на который бы были возложены вопросы координирования всех мер по предупреждению аварийности. И таким органом, по сути, должна являться краевая комиссия по безопасности дорожного движения. Именно она - центральное звено в организации деятельности всех административных структур, хозяйствующих субъектов, на которые возложена обязанность по обеспечению дорожной безопасности. Но, как известно, последние два года краевая комиссия по БДД существовала лишь на бумаге: не был сформирован ее состав, не проводились заседания, в результате в полном объеме не выполнялись ни федеральная, ни краевая целевые программы по обеспечению безопасности дорожного движения. Впрочем, с приходом новой краевой власти ситуация начала меняться. И есть надежда, что в лучшую сторону изменится и отношение к решению проблем безопасности на дорогах.

http://www.stapravda.ru/