07.10.2008 | Служба новостей Росфирм

Зерно аграрной политики

По оценке зернотрейдеров, несмотря на рекордные урожаи зерновых, качество пшеницы в России и даже на Ставрополье, чье хлебное зерно на протяжении многих лет славилось отменными свойствами, в этом году оставляет желать лучшего. В свою очередь, аналитики зернового рынка прогнозируют, что доля продовольственной пшеницы в общем объеме зерновых в текущем году едва превысит 20 процентов. Такой объем не покроет даже внутренней пищевой потребности населения в хлебном злаке.

В целом, сельхозпроизводители справились с задачей "по расширению зернового хозяйства", которую поставил перед аграриями премьер-министр Владимир Путин, чтобы "в перспективе производство зерна достигло одной тонны на душу населения". Другими словами, речь идет о практическом удвоении валового сбора основного сельскохозяйственного продукта в стране.
По состоянию на 25 сентября по Российской Федерации пшеницы обмолочено свыше 22 миллионов гектаров [более 82 процентов площади сева] со средней урожайностью
27 центнеров с гектара и собрано уже почти 59 миллионов тонн зерна, сообщает агентство "Агрофакт". В Южном федеральном округе уборка зерновых колосовых завершена. Валовой сбор зерна по ЮФО составил почти 34 миллиона тонн, что на 11 миллионов тонн больше в сравнении с 2007 годом, урожайность - 36,7 центнера с гектара. По данным Минсельхоза Ставропольского края, сельхозпроизводители Ставрополья уборку урожая зерновых и зернобобовых культур завершили, в основном, еще в начале первой декады августа. Валовой сбор зерна по краю составил более восьми миллионов тонн при урожайности почти
39 центнеров с гектара.
В связи с рекордным сбором урожая зерновых большинство ставропольских аграриев с недоверием рассматривают прогнозы аналитиков зернового рынка о том, что доля продовольственной пшеницы в этом году составит 20 процентов. "Не нужно быть экспертом по качеству зерна, - отмечает генеральный директор зерновой компании "Агроведа" Николай Козыревский, - чтобы понять, что если доля продовольственной пшеницы составит всего 20 процентов, то и на экспорт нам нечего будет вывозить".
По его оценке производство пшеницы в России в этом году должно достичь не менее 60 миллионов тонн. Если доля продовольственной составит 20 процентов, то это всего
12 миллионов тонн. А поскольку пищевое потребление пшеницы в России составляет около 15 миллионов тонн, то при таких расчетах очевидно, что не перекрывается даже внутренняя потребность населения.
"Государству следует не только закупить зерно по цене, устраивающей сельхозпроизводителей, это как минимум 6 тысяч рублей за тонну, - убежден исполнительный директор ООО "Егорлык" Изобильненского района Александр Шеин, - а вместе с сельхозпроизводителями заложить зерно на хранение, просчитать баланс на следующий сезон и распланировать производство на перспективу". Логика таких действий, считает он, - это программировать производство, структуру и качество зерна наперед, а не вослед предложениям рынка.
Как недавно заявил министр сельского хозяйства РФ Алексей Гордеев, в России созданы все условия для того, чтобы обеспечить справедливые цены на рынке зерна. Он отметил, что этот год примечателен тем, что правительство и Минсельхоз своевременно объявили о начале закупочных интервенций и выделенная сумма на эти цели в 30 миллиардов рублей вполне достаточная, чтобы поддержать рынок зерна в таком состоянии, которое бы обеспечило справедливые цены продукции сельхозтоваропроизводителей.
В настоящее время продовольственное зерно имеет уже оптимальную цену на рынке - порядка 6 тысяч рублей за тонну, и с точки зрения поддержания цен присутствие здесь покупателя в лице государства не требуется, считает министр. Согласно оперативной информации цена пшеницы III класса [франко-элеватор] уже достигает отметки
6250 рублей за тонну. А на пшеницу IV класса цена колеблется в пределах 5000-5300 рублей за тонну.
Обвал цен на фоне высокого валового сбора зерна мог показаться неожиданным только для тех, кто к сельскому хозяйству вообще не имеет никакого отношения. Снижение качества зерна в этом году было предсказуемо, признаются многие сельхозпроизводители, поскольку рентабельность зернового хозяйства снижается из года в год. При этом, отмечают они, урожайность не играет особой роли. Практика подтверждает, что при высокой отдаче хлебной нивы качество зерна неизменно снижается, а следовательно, падает цена на него. И наоборот, подчеркивает химик-инженер Ставропольского центра испытания качества продукции Вера Строганова, при более низком урожае процент клейковины в зерне повышается, и оно становится востребованным на рынке.
По мнению специалистов СНИИСХа, основной причиной снижения качества зерна являются "издержки экстенсивной системы земледелия, ориентированной на количественные, а не качественные изменения в агроприемах и имеющей место в большинстве сельхозпредприятий".
"Чтобы получать зерно заданного качества, нужно работать по технологиям, внедрять адаптивно-ландшафтные системы земледелия, инвестировать в плодородие, учиться программировать урожаи еще до посевной, - утверждает заведующий лабораторией агропочвоведения СНИИСХа, доктор сельскохозяйственных наук Михаил Куприченков. - К сожалению, этим мероприятиям в нашем крае отдают предпочтение далеко не все хозяйства, занимающиеся зернопроизводством.
Отсюда и очевидные последствия: если зерна много, то качество непременно будет низким. Это во-первых. Во-вторых, ощутимый удар по качеству уже произведенной пшеницы наносят и наши зернохранилища.
"Большинство элеваторов в крае не способны обеспечить надежное и перспективно рентабельное хранение зерна, потому что наши монолитные хранилища уже давно пенсионеры, - утверждает генеральный директор ООО "Элеватор "Курсавский" Михаил Келесхаев. - Поэтому для сельхозпроизводителей небольшая разница, хранить ли зерно на специализированных предприятиях или гноить в собственных амбарах".
Сейчас, по словам Алексея Гордеева, государство в основном закупает фуражное зерно, и к концу сентября будет закуплено около 100 тысяч
тонн фуража. Однако глава российского Минсельхоза отметил, что по-настоящему рынок зерна в стране заработает только в октябре-ноябре, когда будут сделаны точная оценка по сбору урожая и его классификация.
Если с продовольственным зерном отмечается дефицит, то фуражного злака навалом. Однако на мировом рынке он сегодня никого не интересует. "Традиционно мы поставляем на экспорт пшеницу IV класса, а доля фуражного зерна в общем объеме экспортных продаж не превышает и
10 процентов, - рассказывает начальник производственного отдела Кочубеевского райсельхозуправления Виктор Могильный. - Поэтому возникает закономерный вопрос: куда девать фураж? За тонну фуражного зерна нам предлагают гроши - всего 4300-3500 рублей. А между тем производственные затраты из-за дороговизны удобрений, ядохимикатов, горюче-смазочных материалов растут в геометрической прогрессии".
Как отмечает Виктор Могильный, в этом году сельхозпроизводителям района пришлось значительно потратиться: помимо химической прополки, подкормок большинство сельхозпредприятий из-за угрозы появления массовых очагов болезней на хлебной ниве вынуждены были дважды обрабатывать посевы фунгицидами. В результате себестоимость зерна неуклонно растет, а прибыли от зернового хозяйства крестьянам остается все меньше.
Российский зерновой рынок плотно интегрирован в мировой, и цены следуют тенденциям мировой конъюнктуры, отмечают зернотрейдеры. Поэтому сельхозтоваропроизводителям не следует надеяться на то, что цены здесь, "испугавшись слухов о дефиците продовольственной пшеницы, взлетят как по мановению волшебной палочки", предупреждают аналитики.
Получается, ничего другого не остается, как продавать пшеницу почти за бесценок? - спросят зернопроизводители. С другой стороны, никого из них сегодня уже не удивит перспектива, что в случае если в аграрной политике ничего не изменится к лучшему, а диспаритет цен будет развиваться "в геометрической прогрессии", то в самое ближайшее время земледельцы и вовсе будут работать по нулям.

http://www.business-st.ru/