02.10.2008 | Служба новостей Росфирм

Заказ товаров по каталогам бывает опасен

Сегодня становится все более популярной так называемая дистанционная торговля, то есть, попросту говоря, заказ товаров по каталогам, через Интернет или по телефону. Безусловно, такой шоппинг удобен, но есть у него и минусы.

Сегодня на территории России работают около 120 фирм, торгующих по каталогам, и более полутора тысяч интернет-магазинов, а количество людей, занятых в этом бизнесе, в ближайшие годы может перевалить за 2,5 млн. человек. И это не предел: в США, которые считаются родиной дистанционной торговли, таким образом ежегодно продается товаров более чем на сто миллиардов долларов. По статистике, чаще всего россияне заказывают книги и печатную продукцию (41 процент от всех товаров). Далее в порядке убывания следуют обувь и одежда, косметика и семена, товары для здоровья.

Плюсами такого шоппинга можно считать возможность совершать покупки в комфортных условиях и в удобное для потребителя время, а также анонимность. Это неплохой выход для жителей небольших населенных пунктов, удаленных от крупных городов, где выбор товаров ограничен. К тому же по каталогам обычно распространяется продукция, не поступающая в розничную торговлю.

Однако, не имея возможности оценить предложение объективно, покупатель рискует за собственные деньги получить лишь разочарование, упакованное в бандероль. Несмотря на то, что все компании обещают быстро и без проблем вернуть деньги, если заказанный товар не подошел, как правило, сделать это бывает проблематично. Еще одна хитрость, на которую идут компании-дистанционщики, - полная закрытость. Зачастую ими управляют фирмы-невидимки. Связь с клиентами осуществляется через операторов call-центров или интернет-сайт, а сотрудники офисов ни под каким предлогом не дают телефонов головной фирмы, хотя тем самым нарушают сразу два закона: «О рекламе» и «О защите прав потребителей». Подобные меры предосторожности связаны с тем, что на самом деле у клиентов возникает немало нареканий. В основном это слишком долгое ожидание заказов, ненадлежащее качество товаров и отсутствие обещанных подарков.

Например, садоводы-любители заказывают саженцы «гигантской вьющейся земляники с ягодами размером со среднее яблоко» по немалой цене. Оно и понятно - это ж настоящее чудо природы. Правда, в действительности это чудо выглядит как огромный лопух с колючками. А поддавшиеся на настойчивые увещевания приобрести «уникальный рыхлитель земли» стоимостью 960 рублей стали счастливыми обладателями обычной огородной тяпки.

Для продвижения своих товаров фирмы идут «в народ»: запасаются базами данных и начинают закидывать людей каталогами и обещаниями. Считается, что привлечение одного клиента обходится компании от 20 до 50 долларов. Но затраты стоят того: грамотно «прикормленный» клиент в среднем приносит около сотни долларов в год. Чтобы заставить человека совершить покупку, часто используется так называемый агрессивный маркетинг. Схема при этом используется примерно такая. По почте вы получаете красочный конверт с надписью «Внимание! Содержит конфиденциальные данные». А внутри - обращение от имени президента компании: «Поздравляем Вас, уважаемый Семен Семенович! Вы почти стали обладателем главного приза розыгрыша - автомобиля (указывается марка) стоимостью 600 тысяч рублей. Немедленно сообщите о Вашей готовности получить главный приз! Вам следует сделать заказ из нашего каталога на сумму 500 рублей, и Вы станете одним из трех участников розыгрыша этого автомобиля». Не беспокойтесь, заказ на 500 рублей вам пришлют обязательно, а вот автомобиля вы, скорее всего, так и не дождетесь. Зато у вас будет новый каталог, сообщение о призе в 300 тысяч рублей и необходимости сделать заказ на 800 рублей, чтобы его получить. И так до бесконечности. Самое интересное, что проведение такой схемы не вступает в противоречие с законом: заказ-то вы получили, а информация о розыгрыше - всего лишь приглашение к участию.

Чаще всего на подобные уловки клюют пенсионеры, подростки, люди, попавшие в трудную жизненную ситуацию и цепляющиеся за любую возможность поправить свои дела. Чтобы не разочароваться, специалисты советуют следовать нескольким простым правилам. Во-первых, прежде чем принять участие в маркетинговой акции, внимательно ознакомьтесь с ее условиями. Они могут содержаться не только в письме, но и на внутренней стороне конверта. Во-вторых, не принимайте участия в акции только ради того, чтобы выиграть приз. Помните, что заказ товаров почтой - не лотерея, а всего лишь удобный способ совершения покупок. Наконец, в-третьих, на свете, конечно, есть честные и порядочные фирмы, которые не преследуют цели «впарить» товар любой ценой, но много и «серых», которые могут маскироваться под известные компании и откровенно мошенничать.

http://www.stapravda.ru/